altai botanic doctor
  Как федор Савватеич добывал Дягиль
 

Как Федор Савватеич добывал Дягиль

Считается, что старики (здесь я буду пользоваться терминами «старики» и «опытные люди» как синонимами, и для этого у меня есть существенные основания) знают все. По большей части, это совершенно верно.

Хорошо известно, что есть вещи, о которых старики предпочитают не говорить. Причем не говорить упорно: часами, днями, неделями, месяцами, годами, десятилетиями, и даже из поколения в поколение, и иногда даже дети, не говоря уже о внуках, не могут сказать: о чем же тогда, в тот зимний вечер, не говорили старики.

Конечно, старики иногда забывают то, о чем они говорили или не говорили. Это не страшно. Это бывает. Однако бывает иногда (да, вообще, не так уж иногда) и так, что совсем даже и не понятно: то ли старики не хотят говорить о чем-то таком, что знают, так как знают, что эти разговоры небезопасны для окружающих, то ли они просто сами не знают,  представляют ли их разговоры опасность для окружающих, и потому тем более предпочитают молчать.

Так вот о Дягиле старики предпочитают молчать. И поди теперь разберись, почему. То ли потому, что это глубокая тайна, которая передается из поколения в поколение стариков, и они стараются о ней не распространяться, храня свою корпоративную тайну, то ли потому, что это такая тайна, о которой не всё знают даже опытные люди, и потому они о ней скромно помалкивают во избежание соблазна.

 

Вот что удалось выяснить о Дягиле мне, скромному, но добросовестному собирателю сказаний опытных людей из редких их намеков, обмолвок и даже умолчаний.

 

Дягиль (по латыни – Angelica Arhangelica) – достаточно часто встречающееся в наших местах растение. Корневище его успешно используется в народной медицине в виде настоев, отваров и настоек для лечения поносов, падучей болезни и общего истощения. Кстати, во Франции подслащенная настойка Дягиля широко известна как ликер «Бенедиктин». Эта настойка изобретена монахами монастыря святого Бенедикта, что на юге Франции, незадолго до Авиньонского пленения пап. Это говорит, согласитесь, о многом. Что бы там, в этом убогом Авиньоне, делали папы, если бы не ликер «Бенедиктин»?

Но вот что мало известно любителям лекарственных растений, не говоря уже о широкой публике.

Корень Дягиля, добытый в сухую (не дождливую) пятницу, в ночь на Ивана Купалу, в полнолуние обладает совершенно немыслимыми свойствами. Понятно, что таковое сочетание случается совсем не часто, и в прошлом столетии произошло всего лишь 4 раза. Потому корень Дягиля, собранный в соответствующее время и соответствующим образом, ценится значительно больше корня мандрагоры. Ведь он (корень мандрагоры) всего-то входит в состав для приготовления философского камня, а его третья дистилляция, выполненная в полнолуние в присутствии христианского младенца (кровь, моча и внутренние органы оного совсем необязательны при процессе, это заблуждение осмеяно Аверроэсом еще в 14-м веке) приносит вечную молодость тому, кто принял на грудь эту дистилляцию. Можно себе представить: какими же свойствами обладает корень Дягиля, если он ценится многократно более корня мандрагоры.

Итак, мы видим, что удачные по времени сочетания для добычи корня Дягиля встречаются крайне редко. И совсем не каждое поколение добытчиков этого растения может надеяться на то, что именно им выпадет удача добыть Корень в надлежащее время. Значит, знания о Корне, времени, месте и способе его добычи должны передаваться в семье сборщиков из поколения в поколение в изустной традиции, иногда даже без надежды самому этот Корень добыть. Опытные люди  по понятным причинам умалчивают о том, сколько династий сборщиков прервалось в предыдущем 20-м веке именно по причине того, что некому было передать такую традицию.

 

Однако из умолчаний опытных людей стало понятно вот что:

- примерно с 3-х летнего возраста Дягиль начинает проявлять признаки сознания и способность издавать осмысленные звуки;

- а где-то с 7-летнего возраста Дягиль обретает способность связной речи, что в царстве растений является крайней редкостью.

 

К сожалению, то чем подчас заканчивает человек, совпадает с тем, с чего обычно начинает Дягиль. Невропатологи со стажем хорошо знают, что словарный запас человека, находящегося в коме после перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения часто ограничивается небольшим набором односложных матерных слов. После глубокой комы, когда человек вообще не может произнести ни слова, а только мычит в ответ на вопросы врача и (в удачном случае) по требованию врача показывает язык, восстановление лингвистических способностей ничего кроме радости у лечащего доктора вызвать не может. Конечно, любому нормальному человеку интересно: почему восстановление вербальных способностей у человека начинается именно с односложных матерных слов. Но это уже медицинская загадка, которую следует оставить грядущим поколениям.

Так вот способность к связной речи у Дягиля начинается именно с односложных матерных слов, что еще раз говорит о внутренней мистической связи этого растения и человека и наводит на определенные мысли о механизме действия Дягиля. Однако, в отличие от человека в коме, лингвистические способности Дягиля развиваются в сторону усложнения мата. И 50-60 летние растения могут послать добытчика по матери так, что даже закаленным сборщикам требуется немалое мужество для того, чтобы просто приблизиться к растению. Столетние Дягили матерятся вообще непотребно и несообразно, иногда их слышно километров за десять, и тогда местному населению приходится оставлять обжитые места и переселяться куда подальше. Вот так и появляются селения, которые только значатся на карте.

Хуже другое. Редкие растения, обретя способность материться, продолжают расти, и даже обретает возможность на практике выполнять свои обещания. Достоверно не известно, а опытные люди предпочитают об этом умалчивать, каким именно образом Дягиль умудряется выполнять свои обещания. Однако же семьи добытчиков часто берут себе на воспитание детей из бедных и социально незащищенный семей, а добытчики во время добычи растения посылают невинных малышей впереди себя метрах в 80-110 на поиски растения. К сожалению, не все дети возвращаются из тайги, а потом проходят по милицейской статистике как без вести пропавшие.

То, что происходит с женами добытчиков Дягиля, не смог (или не захотел) мне рассказать ни один старик.

Пожалуй, следует предположить, что Дягиль – неоднородный вид. Так, из ботанических справочников известно, что Дягиль – двулетнее растение, потому при сборе его корней рекомендуется в лунки, что остались после выкопки, подсыпать семена во избежание истощения запасов травы. Возможно, однако, что часть растений обретает свои исключительные свойства не только в силу стечения временнЫх обстоятельств, но и тогда (и только тогда), когда громко и действенно обматерят добытчиков, или кого там добытчики вместо себя подставят. Утешает то, что для обретения способности материться растению, как уже было отмечено, нужно прожить не менее 7 лет.

Теперь о том, что действительно волнует каждого добросовестного исследователя сказаний опытных людей: чем же так ценен корень Дягиля. К сожалению, опытных людей, которые попробовали верно собранный Дягиль опросить не удалось. Авиньонских пап теперь уже тоже не расспросишь. Более того, старики утверждают, что стоит человеку попробовать надлежащим образом собранный и изготовленный Корень Дягиля, как он (человек) немедленно и (что совсем уж странно) незаметно для окружающих бесследно исчезает не только из пространства и времени, но и из памяти своих родных, знакомых и соседей.

И больше их никто никогда не видел.

Единственное указание на то, что же происходит с такими людьми я нашел в песне Бориса Гребенщикова: «Я отыщу корень Дягиля. Сделай меня веселей». Борис Гребенщиков сохраняет неизменное веселье уже на протяжении около 20 лет, так что остается предположить, что он все-таки отведал вожделенного корня. Но поскольку не пропал бесследно ни из памяти своих родных, ни знакомых, ни соседей, то отведал не вполне качественно собранного и изготовленного Корня. По-видимому, надлежащим образом собранный и приготовленный Корень Дягиля предоставляет человеку вечное и абсолютное веселье. Разумеется, пациент, испытывающий вечное и абсолютное веселье исчезает из окружающего мира, и такое предположение сразу объясняет и цену Корня (куда уж тут несчастной мандрагоре) и то, что следов таких пациентов автору найти не удалось. Даже путем опроса стариков.

А Федор Савватеич никогда не добывал ДЯГИЛЬ.

 

Тарас Махринский.

Чоя. 2007 г.

 

 
 
  Все, что здесь написано - написано мною лично. Прошу ссылаться.  
 


Rambler's Top100 Яндекс цитирования


Этот сайт был создан бесплатно с помощью homepage-konstruktor.ru. Хотите тоже свой сайт?
Зарегистрироваться бесплатно